О портретной фотографии

 

Фотопортрет – одна из форм отображения человека. В общем смысле все фотопортреты разделяют на индивидуальные и групповые.

Цель портретной съемки показать сходство, настроение, индивидуальность человека. Перед съемкой надо определиться с замыслом. Восприятие фотографии другими людьми зависит от того, что фотограф пытался показать.

Групповые портреты снимают при горизонтальном положении камеры, одиночные портреты – чаще при вертикальном положении.

Фотографируя женщину надо раскрыть ее характер и индивидуальность, показать женственность, нежность, плавность линий тела, выразительность взгляда. Важно подчеркнуть особенности характера, присущие именно этой женщине.

Для женского студийного портрета в большинстве случаев подойдет мягкий свет с низким контрастом, без резких переходов от света к тени. Мягкий, заполняющий свет подчеркнет все достоинства лица и тела, не акцентируя внимание зрителя на неровностях фактуры кожи, если такие имеются.

Полностью открытая диафрагма размывает задний фон, исключая второстепенные элементы из зоны резкости. Композиция снимка не должна быть перегружена большим количеством мелких деталей. Детали отвлекают от основного объекта съемки.

Легкий, романтичный женский портрет, в котором много воздуха, можно создавать на пленэре. Снимать можно в парке, у озера, в цветущем саду. В местах с открытым горизонтом можно вписать модель в красивую перспективу, окружить текстурами: камнями, песком, корой и листьями деревьев. Для создания ритма в снимке больше подходит городской пейзаж.

Самый лучший свет для портретной съемки – солнечный. Модель надо располагать так, чтобы лучи были рассеянными. Фронтальное жесткое освещение может сделать лицо плоским при съемке крупным планом. Резкий свет с одной стороны образовывает глубокие тени. Белый отражатель смягчает тени, заполняя их рассеянным светом. Отражателем может служить лист белого картона или ткани размером 1 х 1 метр.

Позы. Снимать женщину можно в любой позе – стоя, сидя, лежа.

• Поза: руки сомкнуты на груди. Руки не перекрещиваются, а соединяются. Не следует их слишком сжимать или давить ими на тело – просто грациозно сомкнуть.

• Модель поворачивается к фотографу боком и кладет одну руку на талию.

• Модель смотрит в объектив через плечо. Поменять несколько раз ракурс.

• Поза сидячей модели со сведенными коленями может выглядеть мило. Очень важным является положение рук. Во время съемки надо попросить модель поиграть руками, меняя их положение у головы и лица. Кисти рук должны выглядеть мягкими и расслабленными.

• Еще одна женская поза: модель сидит так, что одно колено прижато к груди, согнутая в колене другая нога, лежит на земле, взгляд направлен в объектив. Снять с разных ракурсов.

• Много вариантов можно находить в лежачей позе на земле. Фотограф может выполнять съемку прямо с земли. Модель меняет положение рук или опускает их на землю. Снимать можно на пляже, на траве среди цветов.

• Основная поза – во весь рост, лучше подходят для съемки высоких, стройных моделей. Тело модели может напоминать английскую букву S, вес тела перенесен на одну ногу, руки расслаблены.

• Модель во время съемки принимает различные положения рук, головы бедер.

• Небольшой наклон вперед может неназойливо подчеркнуть формы модели. Поза выглядит весьма соблазнительно.

• Для стройных моделей чувственная поза с поднятыми руками удачно подчеркивает плавные изгибы тела.

• Стоя опереться плечом, рукой или бедром о стену. Поза может выглядеть расслабленной.

• Модель слегка касается обеими руками дерева.

• Слегка открытое плечо создает кокетливое настроение.

• Модель стоит боком, подбородок слегка опущен вниз, плечо немного приподнято. Подбородок не должен касаться плеча.

• Красивые длинные волосы можно показать в движении. Снимать нужно при быстром повороте головы с развевающимися волосами. С короткой выдержкой можно получить четкое изображение, с длинной – смазанную картинку с эффектом движения.

• Считается, что при скрещивании ног и рук между людьми возникает некий психологический барьер. В фотографии это не всегда так. Можно попробовать сделать фото со скрещенными руками модели на груди.

• Руки модели за спиной, нестандартная, но очень открытая и искренняя поза.

• Гармонично может выглядеть модель в кадре, если обе руки расположить на талии.

• Еще одна удачная поза – присесть на что-нибудь. Используется, как для съемок в помещении, так и на пленэре.

Вспышка в портретной фотографии используется редко. Она создает жесткие тени и красные глаза у модели. Если без вспышки обойтись невозможно, ее следует прикрывать полупрозрачной однотонной тканью. Свет от вспышки станет более мягким и рассеянным.

Не надо бояться экспериментировать во время съемки. Модель может менять положение рук и ног, выражение лица, улыбку, поворот и наклон головы, тела.

При окончательной отделке снимка используют различное кадрирование.

Нельзя снимать широкоугольным объективом с близкого расстояния. Он в значительной степени искажает геометрию изображения и человеческое тело выглядит непропорциональным – укорачиваются ноги, увеличивается размер головы и др.